Особенности развития детей с нарушениями интеллекта

Игра с игрушками и другими детьми
Проводимые наблюдения:
- реакция на игрушки;
- стойкость интереса;
- способность самостоятельно организовать игру;
- осознанность действий, их целенаправленность, рациональность, скоординированность;
- восприятие величины, формы, цвета;
- представление о количестве;
- способность к обобщению;
- наличие волевых и эмоциональных качеств;
- навыки общения с детьми.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
- слабовыраженный интерес к игрушкам;
- стереотипные действия;
- беспорядочность и нецелесообразность игры;
- отсутствие творческих замыслов;
- действия ребенка не соотносятся с речью;
- нуждается в постоянном стимулировании и контроле;
- не умеет использовать предлагаемую помощь;
- к результатам работы некритичен;
- нет выраженной эмоциональной реакции на успех и неудачу;
- беспомощен в коллективных играх.
Пирамидка
Проводимые наблюдения:
- развитие моторики;
- сформированность и дифференцированность понятия величины;
- сформированность понятия о количестве предметов.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
- движения плохо координированы, неловки, неточны;
- не учитывает величину колец.
Разноцветные палочки и брусочки
Проводимые наблюдения:
- развитие моторики;
- сформированность и дифференцированность понятия величины;
- сформированность понятия о количестве предметов;
- наличие самоконтроля в ходе игры.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
- отмечается пассивность в ходе работы;
- необходим стимул, постоянное побуждение, контроль;
- не умеет анализировать образец, сравнивать с ним свою работу.
Доска Сегена
(доска с углублениями для различных геометрических фигур)
Проводимые наблюдения:
- выявить координированность, ловкость движений, состояние мелкой моторики.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
- манипулируют фигурками.
Набор геометрических фигур разной формы
Проводимые наблюдения:
- способность объединить предметы по общему признаку.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
- не всегда понимают цель, необходимо более длительное обучение.

Кубики разной величины
(разложить от большого к маленькому и наоборот)
Проводимые наблюдения:
- исследование сформированности понятия величины предметов.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
- понятие величины формируется значительно позже и лишь при условии специального обучения.
Круги и полоски разного цвета (круг +полоска по цвету)
Проводимые наблюдения:
- исследование сформированности понятия цвета.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
- понятие цвета формируется значительно.
Мозаика
(конструирование по образцу, по подражанию, свободное творчество)
Проводимые наблюдения:
- наличия интереса, волевого усилия, воображения;
- пространственная ориентировка;
- способность к переносу показанного способа действия;
- развитие мелкой моторики.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
- не отмечается выраженного интереса к заданию;
- не использует образец;
- не может закончить работу.
Разрезные картинки
(разрез на 2 части по горизонтали и вертикали, на 3 по вертикали, 4 по диагонали)
Проводимые наблюдения:
- исследуется восприятие.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
- не представляет конечной цели - целого изображения, работа сводится к приставлению одной части к другой.
Предметные картинки
Внимание (убрать 1 картинку)
Мышление (картинки – обобщающие слова, сгруппировать)
Проводимые наблюдения:
- внимание,
- зрительная память,
- мыслительные операции,
- запас общих представлений.
Картинки с изображением нелепой ситуации
Проводимые наблюдения:
- выраженность эмоциональной реакции, ее адекватность;
- количество воспроизведенных фрагментов, свидетельствующих о понимании ситуации.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
- нет выраженной эмоциональной реакции или они не всегда адекватны, т.к. ребенок не понимает ситуацию.

Заучивание 10 слов
Проводимые наблюдения:
- заинтересованность в работе;
- колебание внимания;
- наличие привнесений и повторения одних и тех же слов.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
- заинтересованность к заданию кратковременная;
- повторяет одни и те же слова.
Последовательность событий
(составить рассказ)
Проводимые наблюдения:
- самостоятельность и правильность выполнения;
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
- нет логической последовательности, для выполнения задания требуется помощь.
Классификация (15карточек)
Обобщающие слова
Проводимые наблюдения:
- наличие интереса;
- устойчивость внимания;
- запас общих сведений;
- способность к обобщению;
- использование помощи.
Характерные реакции ребенка с нарушением интеллекта:
- устойчивость внимания кратковременная;
- запас общих сведений беден;
- обобщение затруднено.